Продажа товаров для строительства и ремонта – прибыльный бизнес. Однако чтобы строительный магазин приносил стабильный и высокий доход, важно правильно подобрать ассортимент торговой точки. Для того чтобы понять, какие именно товары будут пользоваться спросом, нужно определиться с форматом торговой точки и целевой аудиторией.
«Классический» ассортимент магазина товаров для строительства и ремонта
К числу востребованных групп товаров относят:
- стройматериалы для возведения несущих и ограждающих конструкций (кирпич и камень, блоки, ограждения, кровельные материалы, пиломатериалы, железобетонные изделия, металлопрокат);
- строительные смеси (сыпучие материалы и сухие смеси);
- материалы для отделочных работ (облицовочная плитка, стеновые панели, обои);
- элементы заполнения проемов (окна, двери);
- лакокрасочные материалы (грунтовки, краски, эмали, лаки, шпаклевки);
- клей, герметики и пены;
- напольные покрытия;
- тепло- и звукоизоляционные материалы;
- электротехнические материалы;
- сантехнику;
- товары для монтажа и ремонта инженерных коммуникаций (водо- и теплоснабжения, дренажных систем, канализации, вентиляции, насосное оборудование);
- инструменты и оборудование;
- крепежные и скобяные изделия.
Также в ассортимент строительного магазина можно включить товары для дома и сада и наименования вспомогательного назначения (рабочие перчатки, мешки для строительного мусора, строительные емкости, коробки, скотчи, изоленту).
Влияние размера и формата магазина на выбор ассортимента
Площадь магазина далеко не всегда позволяет разместить в торговом зале сразу все востребованные группы строительных товаров, в некоторых случаях целесообразно открыть торговую точку не универсального, а специализированного характера. Приступать к выбору ассортимента стоит только после определения типа и формата магазина.
Влияние площади торгового зала на ассортимент
В зависимости от площади строительные магазины разделяют на несколько типов – от небольших павильонов до складов-магазинов. Количество наименований и артикулов товара, которые можно разместить в торговом зале будет напрямую зависеть от типа строительного магазина.
Тип строительного магазина по площади | Площадь, кв. м | Рекомендуемое количество наименований товара в ассортименте |
Небольшой (павильон или магазин формата «У дома») | до 100 | до 20 |
Стандартный | 100-200 | 70 — 100 |
Крупный / супермаркет | 500 – 1 000 | 100 – 300 (в среднем 15 000 артикулов) |
Склад-магазин | 1 000 – 2 500 и более | от 150 |
Формат и ассортимент
Все строительные магазины по формату можно разделить на две большие группы:
Универсальные. Здесь представлено не менее 4-5 товарных групп. Магазины с относительно небольшой площадью обычно сокращают количество артикулов ради увеличения разнообразия наименований.
Специализированные. Работают с 1-3 товарными группами (например, специализируются только на сантехнике, другие выбирают инструменты и оборудование, третьи – продают отделочные материалы, двери и скобяные изделия).
Открывать узкоспециализированную торговую точку экономически выгодно в населенных пунктах, где проживает от 30 тысяч человек и более.
Ценовые категории товаров
Формат магазина значительно влияет на ценовую категорию товаров. Так, если речь идет о специализированном магазине в крупном городе, то ценовая категория может быть практически любой – в мегаполисе найдутся покупатели и для недорогих товаров, и для наименований премиального сегмента.
Если же речь идет о стандартном универсальном магазине, то подавляющее большинство наименований в ассортименте должно относиться к бюджетной и средней ценовой категории. Дорогие товары стоит закупать по остаточному принципу в небольших количествах. В этом случае предпочтение лучше отдать моделям популярных брендов, которые уже зарекомендовали себя как бестселлеры в своей товарной группе.
Закупать крупную сантехнику, качественный электроинструмент и громоздкое оборудование можно – но только после того, как магазин будет обеспечен всеми необходимыми товарами базового ассортимента. Следует учитывать, что за дорогостоящей дрелью-шуруповертом или душевой кабиной премиум-класса покупатель, скорее всего, отправится в специализированный магазин, а не в универсальный строительный супермаркет. Поэтому закупка подобных позиций связана с риском – товар может остаться невостребованным.
Особенности проработки ассортиментной матрицы для специализированного строительного магазина
Даже в узкоспециализированном строительном магазине ассортимент будет условно делиться на основной и вспомогательный. Например, для магазина обоев это будет означать, что в торговом зале должны присутствовать не только сами обои, но и все необходимые вспомогательные и расходные позиции для их поклейки.
Специализированный магазин может расширить свой ассортимент в условиях дефицита площади, если будет работать в формате «шоу-рум». Для этого в основном небольшом торговом зале размещают инсталляцию (или несколько), демонстрирующую базовый ассортимент в обстановке, близкой к реальности.
К примеру, если речь идет о магазине облицовочной плитки, можно создать имитацию кухни и ванной комнаты, отделанной несколькими наименованиями из ассортимента. Помимо инсталляций в магазине можно разместить образцы товаров, имеющихся в наличии, а для заказа предложить посетителю воспользоваться каталогом.
Выбор ассортимента на примере стандартного универсального строительного магазина
В ассортимент универсального строительного магазина площадью до 200 кв. м нужно включить около 120 наименований товаров для строительства и ремонта. На стеллажах стоит разместить:
Товарная группа | Примеры наименований товаров | Сопутствующие товары |
Напольные покрытия | Плитка (гладкая, рельефная, антискользящая), линолеум, ламинат, ковролин, плитка ПВХ | Клей для плитки, клей для напольных покрытий,затирки, грунтовки, крестики и клинья для укладки плитки, профили, плинтус, подложка |
Отделочные материалы | Обои, гипсокартон, стеновые панели, плитка кафельная | Обойный клей, декоративная пленка, отделочные углы, аксессуары для стеновых панелей, пенополистироловые элементы декора (плинтус, розетки, плитки) |
Инструменты | Электро-, пневмно- и бензоинструменты, абразивные и столярно-слесарные инструменты | Принадлежности для электроинструмента, системы хранения |
Лакокрасочные материалы | Краски (водные, масляные, колеровочные), грунты, пигменты, растворители, лаки, шпаклевки | Растворители, очистители, антисептики |
Тепло- и звукоизоляционные материалы | Маты минераловатные, пенополистирол, стекловата, гидроизоляционные и пароизоляционные материалы, геотекстиль | Подложки, укрывочный материал |
Клей, герметики и пены | Клей ПВА, универсальный, столярный, «жидкие гвозди». Монтажная пена. Кровельные, силиконовые, акриловые герметики |
|
Крепежные и скобяные изделия | Саморезы, шурупы, анкеры, гвозди, заклепки, крепежи для деревянных конструкций, метрический крепеж, задвижки, ручки, петли, ограничители, шпингалеты |
|
Подбирая ассортимент для своего строительного магазина, имеет смысл поинтересоваться, какие товары представлены в торговых точках конкурентов. Просто копировать ассортиментную матрицу не стоит. Главное понять, какие позиции являются самыми ходовыми и дополнительно добавить в свой ассортимент что-то, что выделит строительный магазин среди похожих. Это могут быть несколько наименований красивых недорогих обоев или плитки, бюджетный электроинструмент от надежного производителя или широкий выбор вспомогательных товаров.
Кроме того, в ассортимент стоит включить товары для дома и сада. Несколько наименований моющих средств, канистр, пластиковых и металлических ведер, садовый инвентарь, мусорные контейнеры, веревки и шпагаты помогут расширить целевую аудиторию за счет домохозяек и дачников, проживающих неподалеку от магазина.