Китай последние несколько лет является самым крупным экспортером и производителем автомашин в мире. Автомобилестроение Китая развивалось несколько десятков лет, причем с абсолютного нуля. Сегодня многие известные компании производят комплектующие либо полностью собирают автомобили именно в этой стране.
Развитие автомобильной промышленности в Китае
Хотя автомобильное производство в Китае началось ещё в 1953 г. с создания Китайской государственной автомобилестроительной компании, свою современную структуру отрасль обрела лишь недавно. Новая веха в китайском автопроме началась в 80-х годах с началом реформ всей экономики.
Основные этапы развития современного автопрома в Китае:
создание совместных предприятий с компаниями из США, Европы и Японии;
основание и развитие собственных брендов в Китае;
выход китайских марок на зарубежные рынки;
увеличение экспорта автомобилей;
рост внутреннего спроса на собственные марки;
покупка активов европейских и американских брендов;
внедрение и развитие инновационных технологий в автомобилестроении.
Чтобы оценить темпы развития китайской индустрии автомобилестроения в последнее время, нужно лишь взглянуть на цифры.
Год | Кол-во автомобилей, произведенных в Китае | Кол-во автомобилей, произведенных в США |
2016 | 28 008 390 | 12 177 820 |
2017 | 29 073 277 | 11 189 985 |
2018 | 27 767 615 | 11 326 792 |
2019 | 25 699 314 | 10 920 670 |
2020 | 25 171 259 | 8 772 648 |
2021 | 26 057 243 | 9 123 378 |
Неуклонное расширение производства автомобилей в Китае очевидно, на что не повлияла даже эпидемия Covid-19. Высокая вероятность, что дальше эта тенденция будет лишь развиваться.
Основные автомобилестроительные компании
Прежде всего в КНР начали открываться собственные заводы. Все они работают и сейчас, являясь основой автомобильной промышленности страны. Это:
SIAC или государственная автомобилестроительная корпорация, самое крупное предприятие в Поднебесной по объему ежегодной выручки. В состав корпорации входит более 50 заводов в разных областях страны;
Changan Group – одна из самых крупных фирм по производству пассажирского транспорта;
Geely Holding – компания производит как легковые, так и пассажирские и грузовые автомобили.
Great Wall – холдинг включает в себя четыре завода по выпуску различных автомобилей, от легковых до грузовых.
Chery Automobile – известный на весь мир производитель легковых автомобилей.
JAC Motors – компания производит микроавтобусы, автобусы и легковые автомобили.
NIO – новая компания в Китае, которая специализируется на создании современных, энергосберегающих автомобилей, которая была основана относительно недавно, в 2014 г.
BYD — крупный холдинг, который включает в себя автомобилестроительные заводы, лаборатории по разработке зеленой энергетики и железнодорожный транспорт. Так как в основе холдинга лежат научные разработки в области энерговозобновляемых ресурсов, то и проектирование всех автомобилей включает использование принципов «зелёных» технологий. В линейке бренда существуют как автомобили с гибридным бензиновым двигателем и солнечными батареями, так и исключительно электрокары.
WM Motor – ещё одна новая китайская марка, которая составляет серьезную конкуренцию электрокарам Tesla. Несмотря на то, что компания была основана в Китае, основной научно-исследовательский центр находится в Германии. Сейчас китайские заводы бренда активно используют немецкий разработки в области электрокаров.
Эти компании выпускают всемирно известные китайские марки машин: Chery, Brilliance, Higer, Jac, Nio, Weima, Hafei. Всего в самом Китае насчитывается более 50 марок пассажирских и грузовых автомобилей.
Объёмы произведенных и проданных автомобилей в настоящее время варьируются от 2,5 млн у компании SIAC до 448 тыс. у компании JAC. Примерно треть приходится на экспорт и две трети на внутреннее потребление. За первые три квартала 2021 года объём экспорта машин из Китая составил 21,5 млрд долларов и эта цифра продолжает расти несмотря на 2020 год, когда был спад производства из-за COVID-19.
Последнее десятилетие китайские государственные компании также активно скупают активы европейских и американских брендов, которые обанкротились или пришли в состояние, близкое к банкротству. Так, китайскими компаниями стали европейские марки:
SAAB, в этой компании Китай купил лишь долю. Фирма позже всё равно обанкротилась.
Austin;
Volvo Cars. Компания являлась дочерней фирмой Volvo, но была перепродана китайскому заводу.
Maxus. Марка раньше являлась британской, однако ее выкупил завод SIAC.
Помимо этого, многие китайские автомобильные корпорации активно инвестируют в российские, белорусские, европейские и американские заводы и участвуют в создании совместных предприятий. Так, компания Greely владеет частью совместных предприятий в российском городе Новоуральске и белорусском Борисове.
Западные марки, которые собираются в Китае
На заре роста автомобильной промышленности Китая, то есть начиная с 1980-х гг., в стране создавались совместные предприятия. Постепенно КНР превратилась в основной сборочный цех для всего мира. Например, государственная корпорация SIAC, помимо собственных заводов и заводов в Европе, владеет восемью совместными предприятиями в разных областях Поднебесной.
На сегодняшний день в Китае собирают свои автомобили марки:
Volkswagen,
Toyota,
Honda,
Nissan,
BMW,
Mercedes-Benz,
Audi,
Tesla,
Chrysler,
Hyundai,
GMC,
Ford и многие другие.
Первой компанией, которая открыла собственное производство китайских машин, стал концерн Chrysler. Он создал совместное предприятие с государственной автомобильной китайской компанией. Их первым детищем стал автомобиль Jeep Cherokee XJ. Позже с этой же государственной корпорацией подписал договор и концерн Volkswagen, который на сегодня является самым крупным иностранным производителем в Китае.
По объёмам производства совместных автомобилей в настоящее время лидирует Volkswagen, который собирает здесь более 2,5 млн автомобилей в год. Меньше всего автомобилей выпускает компания Daewoo – всего лишь 340 машин в год.
Будущее и альтернативные автомобили
Поскольку количество автомобилей в самой Поднебесной стремительно растет, китайское правительство активно стимулирует развитие экологичных технологий и создание электрокаров. Такая правительственная программа была принята еще в 2012 г. Именно после её утверждения стали появляться новые марки, такие как Weima, Byd, Nio, у которых конструкция машин предполагает использование научных разработок в области «зелёной» энергетики и возобновляемых источников энергии. Поэтому многие китайские марки сегодня составляют серьезную конкуренцию машинам Tesla. Использование новейших технологий, по всей видимости, позволит Китаю удерживать лидирующие позиции в будущем.