В наше время GPS играет центральную роль в навигации как в нескончаемых водных просторах, так и среди высоких горных хребтов. Люди полагаются на GPS в своих мобильных устройствах и автомобилях каждый день.
За последние несколько десятилетий американская GPS уверенно заняла лидерские позиции в области спутниковой навигации. Как США удалось создать такую монополию?
Основная причина кроется в том, что GPS стала первой глобальной спутниковой навигационной системой в мире. США начали работу над GPS еще в 1970-х годах, и официально система была введена в эксплуатацию в 1994 году. Как первопроходец в этой сфере, GPS не имела конкурентов на начальном этапе, что способствовало её распространению.
Основная причина кроется в том, что GPS стала первой глобальной спутниковой навигационной системой в мире. США начали работу над GPS еще в 1970-х годах, и официально система была введена в эксплуатацию в 1994 году. Как первопроходец в этой сфере, GPS не имела конкурентов на начальном этапе, что способствовало её распространению.
После начала войны в Ираке в 2003 году американские военные снова использовали GPS для ослабления иракской армии, отключив её доступ к системе. Это оставило иракские войска в ситуации, когда их навигационные возможности были существенно ограничены.
GPS не только удовлетворяет повседневные потребности в навигации, но и играет ключевую роль в профессиональных сферах, благодаря своей высокой точности, надежности и стабильности. Хотя за последние годы несколько стран создали свои собственные спутниковые системы, такие как российская система «ГЛОНАСС» и европейская система «Галилео», многие страны до сих пор полагаются на GPS.
Япония запустила спутник «Мичибики», а Индия развивает свою систему IRNSS. Несмотря на эти усилия, многие государства всё еще зависят от американской GPS. Импульсивное отключение Соединёнными Штатами доступа к GPS может ослепить эти страны. При этом, это решение затронет даже системы, такие как «Галилео» и «Мичибики», если они используют GPS для поддержки своих сервисов. Невредимыми останутся только «ГЛОНАСС» и китайская система «Бэйдоу».
Китайская Beidou Ещё в 1980-х годах Китай начал разрабатывать свой путь к созданию спутниковой навигационной системы. Спустя годы упорного труда, Beidou стала реальностью и заняла своё достойное место на мировой арене. Это важный успех для китайской космической индустрии, который имеет существенное значение для национальной безопасности и суверенитета..
Во-первых, Beidou разрушила многолетнюю монополию GPS, предоставляя Китаю независимый контроль над своей навигационной системой. Китай, который ранее был вынужден мириться с зависимостью от GPS, теперь не боится внешнего вмешательства.
Во-вторых, Beidou превзошла GPS по многим техническим параметрам, таким как точность позиционирования и защита от помех. Это особенно важно в таких областях, как высокоточное земледелие и беспилотное вождение, где точность имеет первостепенное значение.
Сегодня Beidou занимает третье место по масштабу среди мировых навигационных систем и привлекла внимание более 100 стран, которые уже подписали соглашения о сотрудничестве. Система насчитывает 56 функционирующих спутников, что делает её самой крупной по количеству спутников на орбите. Это обеспечивает высокой надежностью, непрерывностью сигнала и преимуществом в охвате.
Несмотря на явные преимущества Beidou, многие пользователи продолжают использовать GPS, исходя из привычки и знакомого интерфейса. Однако, с ростом прецизионных технологий и расширением системы Beidou, вероятно, она вскоре станет предпочтительной навигационной системой.
В будущем ожидается, что Beidou будет постепенно занимать ведущие позиции благодаря своей точности и надежности.