Гендиректор Tesla удивился, что себестоимость производства Model 3 в Китае на 65% ниже, чем в США
Из данных официального отчёта Tesla о доходах за третий квартал 2019 финансового года было видно, что выручка компании от продаж автомобилей в третьем квартале составила 55,132 млрд долларов США, снизившись на 12,69% в годовом исчислении. Согласно предыдущему плану, в 2019 году Tesla сосредоточилась на контроле затрат и подготовке к следующему этапу роста. В связи с этим генеральный директор Tesla Илон Маск заявлял в то время: «Мы многому научились в процессе строительства завода в Шанхае. Ожидается, что средняя стоимость производственного процесса на автомобиль будет ниже, чем текущая производственная линия в Соединенных Штатах».

Открытие Гигафабрики в Шанхае
В декабре 2018 года завод Tesla официально начал строительство в шанхайской промышленной зоне Линганг. Планировалось, что суперзавод будет производить модель 3 и модель Y, а в будущем и другие новые модели электромобилей. Научно-исследовательский центр Tesla имеет возможности дальнейших исследований и разработок экологически чистых автомобилей. Завод в Шанхае был введён в эксплуатацию и выпустил уже миллион электрокаров. Летом 2022 года Илон Маск поздравил предприятие с этой отметкой. Во время работы гигафабрика несколько раз сталкивалась с необходимостью остановки производства из-за пандемии Covid-19 и для проведения модернизации.

Вначале шанхайский завод запустил пробное производство всего процесса кузовных работ, покраски и окончательной сборки автомобиля, что значительно повысило скорость выполнения и эффективность капиталовложений новой производственной линии. Делясь своими планами, Илон Маск говорил: «Новый завод начнёт производство в 2020 году, и его продукция будет продаваться не только на китайском рынке, но также может продаваться в других странах региона». На самом деле, к весне 2020 года на заводе были запущены уже дополнительные производственные мощности. Первые же автомобили Model 3 были поставлены ещё в декабре 2019 года. В условиях NEDC (новый европейский ездовой цикл) запас хода этой версии электромобиля составляет 460 км, а время разгона до 100 километров составляет 5,6 с.
В дополнение к производству седана Model 3, на фабрике в Шанхае был запущен в производство кроссовер Model Y. В ноябре 2022 года его доля составила 70% из рекордных более чем 100 тысяч выпускаемых электрокаров в месяц.

Как сообщает агентство Bloomberg, ссылаясь на свои источники, с конца декабря 2022 года шанхайский завод начинает заниматься модернизацией линий, в связи с чем производство будет приостановлено.
Сравнительная стоимость Tesla
Стоимость строительства суперзавода оказалась примерно на 65% ниже, чем производственная линия Model 3 в Соединенных Штатах, если считать капитальные затраты на единицу производственной мощности. Непрерывный рост продаж и контроль затрат являются важной комбинацией для достижения устойчивой, лидирующей в отрасли рентабельности. Это также означает, что цена китайской Model 3, первой модели шанхайского завода, значительно ниже по сравнению с импортными версиями.
Цены продажи Tesla Model 3 в 2019 г.
Модель | Тип | Официальная цена |
Обновленная версия стандартного срока службы батареи | китайское производство | 328 000 юаней (стартовая цена) |
Обновленная версия стандартного срока службы батареи | импорт | 363 900 юаней |
Версия с длительным сроком службы батареи | импорт | 439 900 юаней |
Высокопроизводительная версия | импорт | 509 900 юаней |
В выпуске Министерства промышленности и информационных технологий «Предприятия по производству дорожных транспортных средств и анонсы продуктов», был указан завод Tesla в Шанхае, что означает, что китайские модели Tesla (включая Модель 3) могут получать государственные субсидии. Из официальной информации Tesla следует, что некоторые импортируемые экземпляры Model 3 пользуются политикой освобождения от налога на покупку, что позволяет сэкономить около 52 000 юаней.

Судя по цене продажи импортной версии модели в 363 900, цена продажи импортной версии, как предполагалось, могла упасть до 311 900. В этом контексте цена продажи китайской версии могла упасть до менее чем 300 000 в будущем. Китайская версия автомобиля Model 3 официально была открыта для предварительного заказа 31 мая 2019 года. Стартовая цена первоначально оценивалась в 328 000 юаней. Срок поставки занял 6 – 10 месяцев.
Благодаря государственным дотациям правительства КНР для производителей экологически чистого транспорта, цену на Модель 3 китайского производства удалось снизить.
Цены продажи Tesla Model 3 в Китае в 2020 г.
Начало 2020 года | 291,8 тыс. юаней |
С мая 2020 года | 271,55 тыс. юаней |
С октября 2020 года | 249,9 тыс. юаней |
Несмотря на некоторый дефицит компонентов, в 2021 году себестоимость электрокара Model 3, произведённого на шанхайской гигафабрике, продолжала снижаться. Это стало возможным благодаря сокращению производственных затрат и субсидиям. Так, летом 2021 года цены упали более чем на 2000 долларов США или 15 000 юаней.
В 2022 году из-за повышения стоимости комплектующих цены на Model 3 несколько раз поднимались. Однако в настоящее время, в условиях наращивания производства автомобилей и снижения спроса на них вследствие объективных причин, цены на Model 3 в Китае резко обрушились: осенью 2022 года в Китае произошло падение стоимости на 9%. Была отменена доплата за серебристый цвет в 8 000 юаней. Аналитики пишут о начале ценовой войны между конкурентами в автомобильной промышленности.