В ассортимент товаров магазина для строительства и ремонта включают целый комплекс разноплановых товаров: от крупногабаритных пиломатериалов и сантехнического оборудования до мелких расходных материалов, таких, как обойный клей и рабочие перчатки. Такое разнообразие не позволяет воспользоваться стандартным подходом к размещению товара и зонированию помещения магазина. Грамотное оформление торгового зала в строительном магазине требует специального подхода.
Площадь и форма помещения
Оптимальной формой для торгового зала считается прямоугольник с соотношением сторон 2:1 либо 3:1. Такие геометрические характеристики позволяют оптимально использовать пространство, размещая товар как вдоль стен, так и в центральной части помещения.
Выбор подходящей площади напрямую зависит от ассортимента строительного магазина. Усредненные рекомендации представлены в таблице.
Количество наименований продукции в ассортименте | Рекомендуемая площадь торгового зала, кв. м | Примечание |
до 20 | до 100 | Если в ассортименте несколько тысяч номенклатурных позиций разногабаритных товаров, можно рассмотреть вариант организовать относительно небольшой торговый зал в формате «шоу-рум», а основную часть товара разместить на складе, примыкающем к нему. |
20-100 | 100-200 | |
100 и более | от 200 | Оптимальный формат – склад-магазин или супермаркет DIY |
Организация пространства и выкладка товара
На практике владельцам торговых точек редко удается соблюсти все рекомендации по соотношению ассортимента и площади для оптимальной выкладки товара. Решить проблему дефицита площади без ущерба для торговли возможно при помощи правильной организации зонирования торгового зала и рациональной выкладки товара.
Общие правила зонирования
Пожелания по зонированию основываются на площади и ассортименте товара. Если речь идет о небольшом универсальном магазине, где представлено практически всё (от кирпичей и цемента до лампочек и смесителей), то стеллажи с товаром размещают по следующей схеме:
- частично вдоль стен по периметру помещения (крупногабаритные и длинномерные товары);
- рядами поперек торгового зала.
Для организации пространства в складе-магазине подходит решение с поэтапным зонированием:
- Разделение на базовые сектора в соответствии с направлением работ, для которых приобретаются материалы (новое строительство, капитальный ремонт, вспомогательные и «расходные» товары);
- Внутри базовых секторов предусмотреть зонирование по товарным группам.
Разграничение зон при помощи стен и перегородок нецелесообразно, так как они дополнительно загромождают дефицитное пространство. Для зонирования рационально использовать стеллажи с товаром и освещение.
Особенности размещения и выкладки товарных групп
Продумывая оформление торгового зала строительного магазина, нужно обязательно учитывать особенности номенклатуры товара с точки зрения покупателя. К примеру, когда речь идет о сухих строительных смесях, то посетителя будет интересовать объем упаковки, особенности состава и марка – а значит, их можно просто расставить на стеллаже. Если же речь идет о межкомнатных дверях и душевых кабинках, то перед приобретением покупателю нужно оценить товар визуально, а значит без демонстрационной установки и подсветки не обойтись.
Товарные группы | Рекомендации по размещению и выкладке | Дополнительная информация |
Облицовочные материалы | Размещение образцов на стеллажах или стендах (можно использовать сдвижные или перекидные модели). Группировка по назначению (плитка напольная, настенная; для внутренних или наружных работ; для кухни, ванной или санузла). Внутри секторов, разграниченных по назначению, можно дополнительно сформировать «подгруппы» по цветовой гамме, стоимости или производителям. | В пределах сектора маркетологи рекомендуют разместить сопутствующие материалы, необходимые для монтажа облицовки, в том числе клей, инструменты и приспособления |
Сухие смеси (шпатлевка, штукатурка, герметики, грунтовка, некоторые гидроизоляционные материалы, строительный клей) | Группировка на стеллажах в блоки по:
Упаковки размещают на стеллажах, при этом самые тяжелые выставляют на нижние полки, а легкие – на верхние. Желательно не выставлять упаковки на уровне выше человеческого роста. | Сухие смеси, пользующиеся повышенным спросом, располагают в глубине торгового зала, менее популярные – ближе к входу по пути движения потока покупателей. |
Длинномерные товары (брус, пиломатериалы, трубная продукция, плинтусы, гардины, рейки) | Товар длиной до 2 м и трубную продукцию небольших диаметров (для труб небольшого диаметра, предназначенных для внутренних работ) выставляют вертикально на стендах с разделителями. При длине материала 2 м и более товар укладывают на рамы или стеллажи горизонтально. | При широком ассортименте длинномерных товаров в условиях дефицита площади целесообразно разместить в зале демонстрационные образцы, а основной объем материала хранить на складе. |
Рулонные материалы (гидроизоляция, теплоизоляция, пленка и аналогичные за исключением обоев) | Размещают на полу в торговом зале в вертикальном положении. Группировать рулонные материалы рекомендуют по назначению, стоимости и производителю. | В пределах сектора размещают справочную информацию с наименованиями и краткими характеристиками представленных товаров. |
Материалы в бухтах (кабель, провод, гофры) | Наматывают на вращающиеся катушки либо складывают в контейнеры. | |
Обои | Размещают на стойках (при этом у посетителя должна быть возможность развернуть любой из рулонов и рассмотреть цветовую гамму, рисунок заинтересовавших обоев). Группировать рулоны рекомендуют по материалу основы и ширине рулона. | В секторе обоев также стоит разместить справочные таблицы для расчета необходимого количества рулонов и «сопутствующие» материалы (обойный клей для всех представленных разновидностей, рабочие перчатки, инструменты). |
Товары небольшого и мелкого размера (метизы, фурнитура, клеммники и другие аналогичные товары) | Товар группируют по следующим характеристикам:
Метизы, как правило, размещают в контейнерах и иных емкостях «россыпью». Образцы мебельной, дверной и оконной фурнитуры можно расположить на выставочном стенде, а основной объем оставить на складе или также разместить в специальных контейнерах. | На емкостях с товаром должна присутствовать четкая и ясно различимая маркировка, позволяющая покупателю быстро найти необходимое. |
Оборудование и инструменты | Группируют по назначению. Порядок размещения также зависит от габаритов товара. Если оборудование или инструмент подходит для размещения на полках или стеллажах, выкладывать его стоит на уровне глаз покупателя или немного выше. | Оборудование крупных размеров (к примеру, бетономешалку) лучше размещать отдельно от других товаров. |
Некрупный ходовой товар разумно «продублировать» в прикассовой зоне. Здесь можно разместить универсальный клей, несколько разновидностей скотча и изоленты, рабочие перчатки, удлинители, лампочки. Такое решение способствует росту продаж за счет:
- «разовых» покупателей, не занятых непосредственно строительством и ремонтом (к примеру, жителей близлежащих домов, которым периодически нужны новые лампочки или скотч, но изучать весь ассортимент магазина им некогда и незачем);
- акцента на мелочах на завершающем этапе посещения магазина (увлекшись выбором обоев, покупатель может забыть о специальном клее или перчатках, но, дойдя до кассовой зоны, он увидит эти дополнительные товары и захочет купить).
Инсталляции в строительном магазине
Если в строительном магазине представлены товары для ванной комнаты или кухни, то рекомендуется создать демонстрационную инсталляцию, которая будет имитировать реальное готовое помещение. Там можно разместить образцы имеющихся в наличии облицовочных материалов, трубной продукции, осветительных приборов, смесителей, а также представить каталоги других аналогичных товаров. Такая инсталляция визуально оживляет торговый зал строительного магазина и помогает покупателю решиться на покупку, так как он видит итог использования товара «вживую».