Экономическая жизнь в Китае развивается бурными темпами, и здесь важная роль отводится не только трудоспособному населению, но и иностранным инвестициям. В Китае очень четко отслеживают их влияние на общую экономику. Примечательно, что в Поднебесной очень дифференцированно подходят к иностранным инвестициям несмотря на то, что они пришли в КНР в начале 1980-х годов и стали основным причинами прогрессивного развития.
Китайская экономика до инвестиций
Изначально китайская экономика походила на закрытую модель СССР, которая была рассчитана исключительно на внутренний спрос и «питалась» также собственными ресурсами. Это позволило Китаю на начальном этапе становления обрести экономическую, а затем и политическую независимость, но затем такое устройство утратило свою эффективность.
Следующим этапом развития страны стали реформы и привлечение инвестиций в Китай. Реформы начались в 1980-х годах и проводились в несколько этапов. До начала реформ экономика страны отличалась следующими чертами:
преобладание сельского хозяйства, в котором было занято до 80% населения;
общегосударственный плановый характер;
жесткая централизация процессов;
изолированность от других стран.
Эти особенности привели китайскую экономику к стагнации, и потребовались неизбежные инвестиции в экономику Китая.
Реформы и принцип открытости
Решение о необходимости реформ и привлечения инвестиций было принято в 1978 году коммунистической партией. В целях экономического развития Китая первым этапом стала смена законодательной модели, в результате чего появились:
отдельные элементы рыночного уклада;
собственность на средства производства;
специальные экономические зоны, где в большей степени действуют законы капитализма.
Однако инвестиции в китайские компании «потекли» не сразу, а привлекались в несколько этапов. Потребовались многоэтапные реформы, чтобы подготовить страну и граждан к переходу к новому типу экономики. Для этого были внесены изменения в китайскую Конституцию, где появились понятия не только государственной или общественной собственности, но и коллективной и частной. Эти понятия и по сей день распространяются лишь на средства производства и деловые активы.
Основные этапы реформ и привлечения средств из-за рубежа:
1978–1992 гг. – первые изменения для создания новой правовой базы для иностранных инвесторов, открытие специальных экономических зон или СЭЗ;
1993–2001 гг. – особые экономические зоны переходят на самоокупаемость;
2001–2013 гг. – вступление Китая в ВТО и расширение экспорта, который к этому времени стал конкурентоспособным;
2013 год – современный период, когда происходит сбалансирование внутреннего и внешнего рынков.
Также в рамках изменений сначала были созданы четыре экспериментальные экономические зоны, которые стали дополняться другими подобными районами. Вместе эти зоны сформировали «пояс открытости».
Свободные экономические зоны
Свободные экономические зоны открылись в 1980-х годах в пяти районах: Шень Чжень, Чжу Хай, Хайнань, Шань-тоу и Сямэнь. Эти зоны не окупались самостоятельно, все затраты по их созданию и обслуживанию несло государство. Здесь компаниям с участием иностранного капитала предоставлялись налоговые и таможенные льготы при условии ориентации предприятия полностью на экспорт. Сейчас на эти первые пять зон приходится около 20% экспортного производства в Китае.
Способы привлечения в Китай прямых иностранных инвестиций (ПИИ) разных видов:
создание совместных предприятий с участием иностранного капитала, технологий и знаний в разных областях промышленности;
привлечение иностранных денежных средств в виде обычных банковских кредитов;
формирование совместных компаний по разведке и разработке природных ресурсов;
открытие предприятий по переработке сырья;
запуск компаний вторичного сектора по обслуживанию промышленных предприятий.
Первыми участниками в СЭЗ стали предприятия легкой промышленности, игрушек, предметов из пластика и пластмассы, обуви. Поворотным в плане иностранных инвестиций был 1993 год, когда доля вложений составила 9,43% от ВВП Китая. Тогда было привлечено около 33,68 млрд долларов. Так на первом этапе реформ с 1978 по 1993 год рост экономики страны составлял около 9% в год, что является «настоящим чудом».
После того, как первые СЭЗ перешли на режим самоокупаемости, государство расширило возможности для инвестиций. Были открыты 15 новых свободных экономических зон во многих городах и целых провинциях. Однако теперь принцип был уже не территориальный, а отраслевой. Благодаря этому иностранные компании стали инвестировать и в другие, менее активные и не столь быстро окупаемые отрасли экономики.
Из инвестиционных лидеров можно назвать такие государства:
Япония,
США,
Тайвань,
Сингапур,
Великобритания,
Германия.
Всего в течение первых двух этапов реформ с 1978 по 2001 год Китай получил из-за рубежа 568,4 млрд долларов.
С помощью свободных экономических зон на втором этапе была проведена децентрализация и диверсификация экономики. СЭЗ после выхода на самоокупаемость получили много возможностей по управлению многими хозяйственными вопросами на местах.
Внутренний спрос и инвестиции
На начальных этапах инвестиции привлекались с целью увеличения экспорта, в результате чего экономика страны полностью изменила свою ориентацию с внутренней на внешнюю. Для балансировки соотношения сегментов экономики в 2013 году в Китае был начат очередной этап реформ. Он предполагает почти полный отказ государственных органов от регулирования экономики и передачу основных моментов рынку.
В настоящее время развитие внутреннего спроса «сглаживает» снижение иностранных инвестиций и помогает ВВП оставаться на должном уровне даже в сложной политической ситуации.