Экономика электронной коммерции – это общий термин для онлайн-покупок, прямых трансляций, трансграничных продаж и т. д. Электронная коммерция не только способствовала экономическому росту Китая, облегчила жизнь людей, но также создала группу предпринимателей в новую эпоху. Между тем нужно признать, что развитие онлайн-торговли нанесло тяжелый удар по первоначальной реальной экономике КНР. Многие физические магазины обанкротились из-за роста онлайн-покупок.
Электронная коммерция в Японии, отделённой от Китая океаном, также очень развита. Но несмотря на появление электронных торговых площадок в этой стране, реальная экономика Японии не сильно пострадала. Если в Китае интернет-торговля «убивает» традиционную, то в Японии офлайн-компании «убивают» электронную коммерцию. Почему так происходит?
Сравнение затрат на аренду помещения
Бизнесмены, которые занимаются торговлей, прежде всего рассчитывают показатель, называемый точкой безубыточности. Она означает сохранение капитала. Когда суммы доходов и расходов равны, цель сохранения капитала достигнута. После прохождения этой точки начинает генерироваться доход. Это реальный доход от прибыли.
Для физических продавцов при расчёте точки безубыточности очень важна стоимость арендной платы за помещение. В Китае она достаточно высокая. Чем благополучнее городской район, тем выше будет арендная плата и, соответственно, тем сложнее будет достичь точки безубыточности.
Рост экономики электронной коммерции позволил многим продавцам открывать магазины по цене «0 юаней». Онлайн-продавцы могут получать ту же или даже более высокую прибыль, что и физические магазины, не платя при этом арендную плату. Такое положение наносит по ним сокрушительный удар.
Но в Японии иная ситуация. Арендная плата в их физических магазинах, как правило, ниже, чем в китайских, а некоторые продавцы напрямую владеют бизнесом. Более низкие затраты на открытие магазина позволяют легче достичь точки безубыточности. Экономика электронной торговли в Японии оказывает на офлайн-магазины меньшее влияние. Это причина, по которой японские торговые предприятия могут уничтожить онлайн-коммерцию в стране.
Разница в представлении людей о покупках
Китай переживает период быстрого экономического развития, и все отрасли промышленности находятся в стадии процветания. Из-за экономического давления ипотечных кредитов жизнь большинства обычных людей делится лишь на две части: работа и семья. Именно по этой причине при совершении покупок жители Китая в основном руководствуются экономичностью и эффективностью. У людей не так много времени и сил, чтобы ходить за покупками в обычные магазины. Покупки в интернете более удобны и могут освободить больше времени для отдыха.
Жизнь японцев немного отличается. Экономическое развитие страны достигло зрелости, и внутреннее давление на жителей Японии, как правило, ниже. Под влиянием японской культуры люди уделяют больше внимания развлечениям, активно участвуют в некоторых оффлайн-мероприятиях и охотнее совершают покупки в офлайн-магазинах, пользуясь такой услугой как примерка, которая недоступна при интернет-торговле.
Различие в ценах на товары
Из-за постоянных затрат, таких как аренда, водоснабжение и электроснабжение, цены на товары в офлайн-магазинах в Китае, как правило, выше, чем на онлайн-товары. Продукты такого же качества и того же бренда можно приобрести в интернете по более низкой цене, сэкономив десятки и сотни долларов.
При условии, что гарантируется как качество, так и бренд, жители КНР охотнее совершают покупки онлайн, что более экономично. Постепенно многие физические магазины обанкротились, то есть электронная торговля «убила» офлайн-коммерцию.
В Японии всё по-другому. Как известно, Япония – островное государство с небольшой площадью суши и очень скудными ресурсами. Чтобы удовлетворить потребности местного населения, многие товары приходится импортировать из-за рубежа.
По сравнению с платформами электронной коммерции, многие физические магазины в Японии имеют больше опыта и каналов импорта, так что их цены на товары будут ниже, чем на онлайн-площадках. Поэтому цены в физических магазинах Японии, как правило, будут ниже, чем на интернет-платформах. В результате для совершения покупок японцы с большей готовностью ходят в обычные магазины.
Преференциальные меры
В Японии интернет-магазины редко проводят рекламные акции, а физические торговые точки, напротив, часто раздают купоны, делают большие скидки и т. д. Японские домохозяйки обычно хранят купоны и совершают крупномасштабные покупки, когда торговые центры проводят рекламные мероприятия. Кроме того, в японских офлайн-магазинах более низкие цены на товары, чем при заказе в интернете. Неудивительно, что жители Японии предпочитают посещать физические магазины.
В Поднебесной же люди нередко пользуются льготами при покупках в интернете, например на платформах электронной коммерции «Double Eleven» и «Double Twelve». Электронные товары на них более доступны, чем в обычных традиционных магазинах. В сочетании с предоставлением различных скидок, купонов и дисконтными акциями китайская экономика электронной коммерции производит большое впечатление на покупателей.
Вывод
Торговые группы в каждой стране стремятся к прибыли. Причина, по которой электронная коммерция в Китае «убила» офлайн-продажи, заключается в том, что интернет-торговля принесла больше пользы людям. В Японии же ситуация противоположная.
Оба государства имеют очень развитую экономику электронной коммерции, но из-за разных концепций покупок и фиксированных затрат основные модели организации розничной торговли в двух странах сильно отличаются.